На саммите британского Содружества наций, открывшегося в австралийском Перте в пятницу, достигнуто принципиальное согласие об изменении правил престолонаследия, которые оставались неизменными с начала XVIII века.
Отныне правило мужской примогенитуры, т. е. преимущества при наследовании мужских отпрысков монарха перед женскими, отменяется. Старшие сестры больше не должны уступать своим младшим братьям престол.
Для того чтобы внести изменения в Акт о престолонаследии 1701 года, требовалось согласие не только парламента и правительства Великобритании, но всех монархий британского Содружества наций. Помимо Великобритании это решившие не рвать связей с бывшей метрополией Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы острова, Тувалу, Ямайка. Формальным главой государства в них остается британский монарх, поэтому, например, Елизавета II носит титул королевы Австралии, Антигуа и Барбуды и т. д., эти страны считаются монархиями (realms), а их жители – подданными. Правительства монархий Содружества одобрили предложение единогласно.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон перед началом саммита обратился к журналистам с разъяснением, заявив, что «идея о том, что младший сын должен стать монархом вместо старшей дочери только из-за того, что он мужчина, вступает в противоречие с нашим статусом современных стран». Королева Елизавета II, открывавшая саммит, в своем выступлении на вопросе о престолонаследовании не задерживалась, но о женском равноправии говорила много: этот год в Содружестве прошел под лозунгом «Женщины как агенты перемен». «Это напоминает мне, какой в наших обществах содержится потенциал, который раскрыт еще не полностью и воодушевляет найти путь, который позволил бы всем девочкам и женщинам играть достойную их роль», — заявила монархиня о реформе. В середине месяца она дала официальное согласие премьер-министру на изменение правил престолонаследования; когда этот вопрос поднимался еще в 1997 году, возражений с ее стороны также не последовало. Всего за последние годы вопрос о реформе престолонаследия поднимался 11 раз, отмечает телерадиовещательная корпорация «Би-би-си», но обрел актуальность только сейчас, когда старший сын принца Уэльского принц Уильям сочетался браком с Кэтрин Мидлтон. После свадьбы супруги получили титулы герцога и герцогини Кембриджских.
Если у герцогов Кембриджских родится дочь, то после своего деда и отца именно она будет претендовать на королевский трон, даже если после у девочки появятся братья.
Новые правила, если бы этот закон имел обратную силу, могли бы позволить приблизиться к трону дочери королевы Елизаветы II принцессе Анне, которая младше нынешнего наследника престола принца Уильяма на два года. До этого принцесса Анна и ее дети уступали место младшему брату Анны принцу Эндрю, герцогу Йоркскому, и принцу Эдварду, герцогу Уэссекскому, а также их отпрыскам.
Газета The Daily Mail, размышляя ретроспективно, указала, что по новым правилам Генриху VII в 1509 году наследовала бы старшая дочь Маргарет, а не Генрих VIII, что означало бы, что в стране вряд ли бы осуществилась Реформация в том виде, в котором она произошла. А будь новые правила применимы к началу XX века, королеве Виктории, «бабушке Европы», наследовал бы не Эдвард VII, а германская императрица-мать Виктория, ее дочь. Умри немолодая Виктория II через несколько месяцев после матери, на британский престол вступил бы ее сын, германский император Вильгельм II (в Великобритании он был бы Вильгельмом V). В этом случае нынешняя королева была бы «никому не известной принцессой Марией-Цецилией Прусской», зато навряд ли разразились бы Первая и Вторая мировые войны.
Из правил престолонаследия будет также исключено положение, запрещающее членам королевской семьи наследовать трон, если они заключили брак с католиком. Так, в 2008 году пришлось принимать протестантизм супруге Питера Филипса, внука Елизаветы II от принцессы Анны, который в настоящее время считается 11-м в линии наследования британского трона. Сам монарх должен оставаться протестантом, поскольку является «защитником веры» и формальным главой Англиканской церкви.